СОДЕРЖАНИЕ
1.1.
1.2
2.
3.1.
3.2.
1
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения Программы
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Учебно – тематический план
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение Программы
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1
2
3
4
17
17
17
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
Направленность
дополнительной
образовательной
программы:
естественнонаучная направленность/математические предметы.
Уровень освоения – стартовый.
Актуальность
Важнейшим условием обновления содержания дошкольного образования
является использование новых информационных технологий.
В условиях современной жизни общества, компьютеризации большинства
сфер деятельности человека важное значение приобретают навыки пользования
персональным компьютером. Отечественные и зарубежные исследования по
использованию компьютера в работе с дошкольниками убедительно показали не
только возможность и целесообразность этого, но и определили роль
компьютерных игр: заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.
Данная программа предполагает использование компьютера не как цель, а
как средство воспитания и развития ребенка, обогащения его интеллектуальной
сферы. Игровая деятельность на персональном компьютере не заменяет обычные
игры и занятия, а дополняет их, обогащая педагогический процесс новыми
возможностями.
Цель: развитие познавательных процессов дошкольников, формирование
интеллектуальной, активной, творческой личности в процессе компьютерных игр.
Задачи:
1. Дать детям начальные практические навыки работы на персональном
компьютере.
2. Обеспечить
дополнительные
условия
для
развития
познавательно-интеллектуальной сферы детей в процессе компьютерных
игр.
3. Воспитывать стремление к самостоятельности, желание доводить дело до
конца, интерес, уважительное и бережное отношение к окружающему.
Отличительные особенности
Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих
возможностей, как и любая техника, не самоценен. Только во взаимодействии
педагога, ребенка и компьютера можно достичь развивающего эффекта.
Программно-методический комплекс «КИД/Малыш», используемый при
реализации программы, разработан ассоциацией «Компьютер и детство» (авторы
Ю.М.Горвиц, Л.Д. Чайнова, Н.Н.Поддъянов, Е.В.Зворыгина и др.1) с
привлечением специалистов Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца и
направлен, прежде всего, на развитие интеллектуальной сферы ребенка
дошкольного возраста.
Возраст детей: 5 – 8 лет.
2
В этом возрасте ребенок как губка впитывает всю познавательную
информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько
материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В познавательной
деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и
величины. Дети называют не только основные цвета, но и их оттенки, знают
формы. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром,
расширением его кругозора. Лучшим способом получить такого рода информацию
являются компьютерные игры, в которых ребенок может не бояться ошибиться,
т.к. есть несколько попыток.
Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных
процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития
всех этих процессов усложняется игровой материал, он становится логическим,
интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.
Условия формирования групп: только для воспитанников МБДОУ «ЦРР –
Детский сад № 14»; на основе возрастных особенностей, без ограничений по
физическому здоровью и половой принадлежности.
Срок реализации программы два года по 7 месяцев (с октября по апрель):
первый год – 52 занятия, второй год – 52 занятия.
Формы и режим занятий по реализации программы:
Занятия проводятся в соответствии с учебным планом и расписанием. Режим
занятий устанавливается в соответствии санитарно-гигиеническими правилами и
нормами: состоят из теоретической и практической части продолжительностью 15
минут (из них – 10 минут – игра на компьютере) 2 раза в неделю с подгруппой
детей из 6 человек, обязательно проводится релаксационная гимнастика для глаз.
1.2 Планируемые результаты освоения Программы
Уровень
Умение правильно выполнять предложенное задание – игру
развития ребенка
Ребенок по инструкции взрослого самостоятельно выполняет
задание – игру.
Высокий
Умеет пользоваться курсором, клавишами-направления,
«мышкой» и другими клавишами-символами.
Помощь взрослого не требуется.
Ребенок делает незначительные ошибки при выполнении задания –
игры. Допускает ошибки при пользовании курсором,
Средний
клавишами-направления, «мышкой» и другими
клавишами-символами. Требуется небольшая помощь взрослого.
Ребенок по инструкции взрослого не может выполнить задание –
игру.
Не умеет пользоваться курсором, клавишами-направления,
Низкий
«мышкой» и другими клавишами-символами.
Требуется постоянная помощь взрослого.
3
Этапы контроля:
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии.
Промежуточный контроль осуществляется для изучения динамики освоения
предметного содержания ребенком, для предоставления усложнения и
дальнейшего обучения.
Итоговый контроль проводится в конце обучения в форме контрольного занятия.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
1 год обучения
Неде
ли
2 неделя
3 неделя
4 неделя
ОКТЯБРЬ
1 неделя
Ме
сяц
Название
игры
Задачи
"Мир вокруг Цель: Формирование эмоционально-положительного отношения к
нас"
компьютерным играм; развитие наблюдательности, внимания,
логического мышления.
Игр.задача: Экран компьютера условно разделен на три части.
Верхняя и нижняя части – это сюжетные картинки, а средняя
часть между ними с изображением предметов (зверюшки,
человечки, птички, рыбки, техника), которых надо отправить на
место в окружающей обстановке.
Дид.задачи: Учить устанавливать смысловые связи между
предметами и окружающей обстановкой в предложенных
программой сюжетных картинах и обосновывать свой выбор.
"Наряди
Цель: Формирование эмоционально-положительного отношения к
своих друзей" компьютерным играм.
Игр.задача: На экране персонажи: заяц, лиса, волк, медведь, а так
же кот, мальчик и девочка. Они очень хотят быть нарядными, для
этого дети должны раскрасить одежду героев игры.
Дид.задачи: Сенсорное развитие, закрепление знаний о цвете, о
последовательности действий в игре (правила управления игрой на
компьютере). Развивать наблюдательность, внимание, память.
"Стрелки
Цель: Развитие
умения
ориентироваться на плоскости.
-рисовалки"
Знакомство детей с понятием «направление».
(1 - 9)
Игр.задача: Нарисовать с помощью стрелок, указывающих
(10 - 15)
направление.
Дид.задачи: Игра способствует развитию мыслительной
ориентации на плоскости, развивает наблюдательность, внимание,
речь.
"Что я ем"
Цель: Экологическое воспитание, закрепление положительного,
эмоционального отношения к компьютерным играм.
Игр.задача: Накормить зверюшек любимой для них пищей,
чтобы они выросли.
Дид.задачи: Проявить заботу и найти необходимую еду для
разных животных.
"4 лишний"
Цель: Умственное развитие: закрепление умения обобщать и
классифицировать предметы по разным признакам.
Игр.задача: Найти лишний предмет.
Дид.задачи: Уточнение знаний о предметном мире, закрепление
умения обобщать предметы по их назначению; обогащать
словарный запас детей, развивать объяснительную речь.
4
Кол-во
часов
1
1
2
2
2
1 неделя
2 неделя
1 неделя
4 неделя
3 неделя
НОЯБРЬ
2 неделя
ДЕКАБРЬ
"Найди
пару"
1вариант
2 вариант
Цель: Классификация предметов по одному признаку
(содержание). Формирование у детей умения группировать
различные предметы, выделять свойства, общие для них.
Игр.задача:
1в.- из трех верхних картинок подобрать подходящую по смыслу.
2 в.- из нижнего и верхнего рядов найти пару картинок подходящих
по смыслу.
Дид.задачи: Учить устанавливать смысловые связи между
содержанием сюжетных и предметных картинок. Развитие
логического мышления, внимания, речи.
"Волки
и Цель: Сенсорное развитие и комбинаторно-логического
поросята"
мышления.
1 вариант
Игр.задача: Найти поросятам безопасный путь к воде.
2 вариант
Дид.задачи: Учить детей определять цвета, соотносить нужный
цвет на экране с цветом на клавиатуре; методом исключения
находить исчезнувший цвет дома; быстро ориентироваться в
изменившейся на экране ситуации: уметь по памяти
комбинировать на экране. Развивать наблюдательность, память,
внимание.
"Одень
по Цель: Сенсорное развитие.
сезону"
Игр.задача: Помочь одеться девочке (мальчику) в соответствии с
1 вариант
предложенным сезоном.
2 вариант
Задачи: Учить детей находить основные признаки сезонных
явлений; подобрать нужную одежду в соответствии с сезоном;
активизировать речь детей, побуждая их называть сезонные
явления, одежду. Развивать пространственное и временное
мышлениие, связную речь, закрепить знания о временах года.
"Фотоохота"
Цель: Развитие логического мышления, пространственных
ориентировок.
Игр.задача: Успеть сфотографировать зайца.
Дид.задачи: Определить траекторию движения зайца по его первой
«петле» и суметь предугадать его дальнейший маршрут,
своевременно поставить фотоаппарат на пути зайца. Развитие
мышления, быстроты реакции, внимания, умения предвидеть
ситуацию.
"Карусель"
Цель: Формирование гибких и подвижных пространственных
представлений, развитие способности мысленно поворачивать
фигуры на плоскости и в пространстве. Развитие мышления,
внимания, памяти.
Игр.задача: Прокатить зверюшек на карусели. Задача ребенка
посадить на карусель волчонка, зайчонка, лисенка и медвежонка.
Для этого их нужно суметь правильно повернуть в нужную
сторону и выбрать зверя нужной величины.
Дид.задачи:
Учить ориентироваться в пространстве, учить
последовательно выполнять правила игры.
"Панно.
Цель: Способствовать сенсорному развитию детей: знакомить
Витраж"
детей с формой, цветом, свойством симметрии, ориентированию на
(край;
плоскости.
(середина)
Игр.задача: Предложить побывать в роли художники и составить
узор.
Дид.задачи: Учить ориентироваться на плоскости экрана,
закрашивать стороны треугольника, получить ромбик. Развивать у
детей абстрактное мышление, художественные способности и
фантазию, помогать самостоятельно принимать решение,
выражать свою индивидуальность.
5
2
2
2
2
2
3
3 неделя
Цель:
Формирование
элементарных
математических
представлений.
Игр.задача: Помочь дельфину успешно прыгнуть в кольцо,
которое находится на разной высоте.
Дид.задачи: Знакомить детей с различными скоростями движения.
Учить применять их, соотнося с этажами вышки. Развитие
способности к выявлению новых доступных детям связей и
зависимостей физического мира, памяти, внимания, мышления.
"Зимние
Цель:
Развитие
памяти,
внимания,
наблюдательности,
чудеса"
сообразительности.
Игр.задача: Украсить елку, отгадав, к кому пришел Дед Мороз.
Дид.задачи: Учить представлять целое из частей, запоминать и
отгадывать персонажи по характерным признакам. Учить детей
рациональному способу действия, ограничивая поисковые
движения «варежкой» вне предполагаемого рисунка.
"Светофор"
Цель: Формирование гибких и подвижных пространственных
представлений. Развитие
ориентировки в пространстве,
логического мышления, внимания, памяти.
Игр.задача: Помочь вернуться котенку домой.
Дид.задачи: Учить выбирать безопасный путь, закреплять знания
ПДД.
"Клоун
на Цель: Развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности.
арене"
Учить пользоваться «мышкой».
(2-3
Игр.задача: Запомнить и вернуть предметы персонажам игры.
предмета)
Дид.задачи: Упражнять в запоминании деталей у персонажей.
1
"Клоун
на Цель: Развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности.
арене"
Учить пользоваться «мышкой».
(3-4
Игр.задача: Запомнить и вернуть предметы персонажам игры.
предмета)
Дид.задачи: Упражнять в запоминании деталей у персонажей.
1
"Принцессасороконожка"
1в. б/м
1
"Принцессасороконожка"
2 в. б/м
4 неделя
ЯНВАРЬ
2 неделя
4 неделя
3 неделя
«Дельфин»
1 – 2 в.
"Принцессасороконожка"
3 в. б/м
Цель: Развитие у детей логического мышления, внимания,
сосредоточенности, памяти, наблюдательности, речи, понимание
причинно-следственных связей между явлениями и событиями.
Игр.задача: Обуть сороконожку, повторив уже заданную
последовательность «обутых» ножек.
Дид.задачи: Развивать умение дифференцировать, сравнивать,
группировать предметы по цвету.
Цель: Развитие у детей логического мышления, внимания,
сосредоточенности, памяти, наблюдательности, речи, понимание
причинно-следственных связей между явлениями и событиями,
Игр.задача: Обуть сороконожку, повторив уже заданную
последовательность «обутых» ножек.
Дид.задачи: Развивать умение дифференцировать, сравнивать,
группировать предметы по форме.
Цель: Развитие у детей логического мышления, внимания,
сосредоточенности, памяти, наблюдательности, речи, понимание
причинно-следственных связей между явлениями и событиями,
Игр.задача: Обуть сороконожку, повторив уже заданную
последовательность «обутых» ножек.
Дид.задачи: Развивать умение дифференцировать, сравнивать,
группировать предметы по признакам(форме, цвету).
6
2
1
1
1
1
1 неделя
"Колобок"
1 вариант
2 вариант
2 неделя
"Построй
город"
3 неделя
ФЕВРАЛЬ
"Матрешки"
4 неделя
«Климат»
1 вариант
2 вариант
1 неделя
2 неделя
МАРТ
"Построй
дом"
"Запомни
цыплят"
(1 - 2 цып.
3 цып.)
Цель: Программа предназначена для развития у детей координации
«глаз-рука», развития мелкой мускулатуры руки и пальцев за счет
выполнения точных манипулятивных движений.
Игр.задача: Проводить Колобка к внуку на День рождения.
«Мышкой» надо провести его по удобной, безопасной дорожке так,
чтобы он не касался края дорожки и не попал в лапы лисы, волка,
или медведя.
Цель: Обогащение знаний детей об окружающем мире,
познакомить их с различными природными явлениями,
способствовать их экологическому воспитанию.
Игр.задача: Построить город на берегу моря.
Дид.задачи:
наглядно познакомить детей с
разными
ландшафтными зонами (горы, побережье, равнина) и явлениями
(извержение вулкана, наводнение, землетрясение), обогатить
словарный запас, показать, что человек сооружая здания должен
считаться с ландшафтом и природными явлениями.
Цель: Формирование у детей умения группировать различные
предметы, выделяя свойства, общие для них. Развитие мышления,
внимания, сенсорное развитие.
Игр.задача: Собери матрешек.
Дид.задачи: Учить находить предметы нужной величины,
расцветки, формы; развивать глазомер.
Цель: Обогащение знаний детей об окружающем мире,знакомство
их с различными природными явлениями, их взаимосвязью, с
растительным и животным миром. Расширение знаний детей об
окружающем мире, развитие внимания, памяти, логического
мышления.
Способствовать
экологическому
воспитанию
дошкольников.
Игр.задача:
1 вариант - Пойти в поход вместе с Ксюшей –путешественницей и
по знакам, символизирующим погодные условия определить
животных, обитающих на этой территории.
2 вариант - С Ваней –путешественником по изображенным
животным определить погодные условия данной территории.
Дид.задачи: Формирование у детей общих представлений о
земном шаре, климатических зонах и обитающих там животных.
Правильно разместить предлагаемых программой животных по
климатическим зонам земного шара; определить явления природы,
характерные для каждой климатической зоны.
Цель: Формирование гибких и подвижных пространственных
представлений, развитие способности мысленно поворачивать
фигуры на плоскости и в пространстве. Развитие мышления,
внимания, памяти, умения экспериментировать.
Игр.задача: Помочь котенку построить дом.
Дид.задачи: Учить выделять конфигурацию плоскостных фигур с
целью объединения их в одно целое, представлять траекторию
вращательного движения этих фигур.
.Цель: Развивать зрительную память.
Игр.задача: Защитить цыплят от лисы.
Дид.задачи:
Развитие памяти, внимания, пространственного
мышления.
7
2
2
2
2
2
2
3 неделя
4 неделя
1 неделя
"Волшебные
ключи"
1 вариант
2 вариант
"Дальние
страны"
1 вариант
3 вариант
"Лото
растений"
АПРЕЛЬ
2 неделя
"Космос"
4 неделя
3 неделя
"Рассади
зрителей
кресла"
"Меня
зовут..."
1 вариант
2 вариант
Цель:
Программа
способствует
формированию
2
комбинаторно-логического
мышления, развитию внимания,
эмоциональному и сенсорному развитию ребенка.
Игр.задача: С помощью волшебных ключей освободить сказочных
героев – принцесс (в 3 варианте гномов) и собачек.
Дид.задачи: научить детей конструировать всевозможные ключи,
комбинируя их признаки (цвет, форма); соотносить ключи с цветом
двери, формой скважины для ключей; закреплять навыки счета;
учить самостоятельно увидеть результат своих действий и
подводить к осознанию своих ошибок.
Цель: Формирование начальных математических представлений:
2
прямой порядковый счет. Обогащение знаний детей о животных.
Игр.задача: Если ты дорисуешь картинку, то она оживет.
Дид.задачи: Знакомство с экзотическими животными. Закреплять
знание цифр. Упражнять:
1 в - в порядковом счете с подсказкой,
3 в. - обратном счете с подсказкой,
Цель: Обогащение знаний детей об окружающей природе,
2
развитие наблюдательности, памяти детей.
Игр.задача: Подбери для листочка плод (корешок, цветок)
Дид.задачи: Закреплять знания детей о растениях, их строении.
Учить находить к определенному листку (ветке) соответствующий
плод, цветок или семена. Учить правильно называть растения и его
части.
Цель: Формирование умения у детей группировать различные
2
предметы по одному и нескольким признакам (форма,
содержание), выделять свойства, общие для них. Обогащение
знаний детей об окружающем мире; развитие мышления,
внимания.
Игр.задача: Загрузить корабль, отправляющийся на определенную
планету необходимыми предметами, вещами.
Дид.задачи: Обогащение знаний об окружающем: элементарные
знания о космосе, космонавтах, полетах. Закреплять умения
классифицировать предметы по назначению, размеру.
Формирование начальных математических представлений:
2
в порядковый счет, состав числа, простейшие арифметические
действия: сложение и вычитание.
Цель: Формирование внимания, сосредоточенности, развитие
математических способностей.
Игр.задача: Помоги клоуну с помощью волшебной палочки –
невидимки рассадить нужное количество зрителей в зале.
Дид.задачи: Закреплять навыки порядкового счета, учить
соотносить количество зрителей с цифрой, указанной на карточке
клоуна, понимать, какое действие необходимо сделать- добавить
или убавить.
Цель: Обучение детей основам грамоты: звуковому анализу слова,
2
умению соотносить графическое изображение буквы к звуку.
Игр.задача: Прочитай, как зовут мальчика (девочку).
Дид.задачи: Учить находить первую и последующую буквы слова,
делая звуковой анализ слов- картинок и читать составленное имя из
этих букв.
28 игр 54 зан
8
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
2 год обучения
Ме
сяц
№
недел
и
Название
игры
1 неделя
"Построй
дом"
ОКТЯБРЬ
2 неделя
"Запомни
цыплят"
(4-5 шт)
"Одень
посезону"
2 в.
"Матрешки"
"Колобок"
2-3 в.
3 неделя
"Лото
растений"
Задачи
Кол-во
часов
Цель: Формирование гибких и подвижных пространственных
представлений, развитие способности мысленно поворачивать
фигуры на плоскости и в пространстве. Развитие мышления,
внимания, памяти, умения экспериментировать.
Игр.задача: Помочь котенку построить дом.
Дид.задачи: Учить выделять конфигурацию плоскостных фигур с
целью объединения их в одно целое, представлять траекторию
вращательного движения этих фигур.
Цель: Развивать зрительную память.
Игр.задача: Защитить цыплят от лисы.
Дид.задачи: Развитие памяти, пространственного мышления.
Цель: Сенсорное развитие.
Игр.задача: Помочь одеться девочке (мальчику) в соответствии с
предложенным сезоном.
Задачи: Учить детей находить основные признаки сезонных
явлений; подобрать нужную одежду в соответствии с сезоном;
активизировать речь детей, побуждая их называть сезонные явления,
одежду.
развивать пространственное и временное мышлениие, связную речь,
закрепить знания о временах года.
Формировать у детей умение группировать различные предметы,
выделять свойства, общие для них.
Цель: Развитие мышления, внимания, сенсорное развитие.
Игр.задача: Собери матрешек.
Дид.задачи: Учить находить предметы нужной величины,
расцветки, формы; развивать глазомер.
Цель: Программа предназначена для развития у детей координации
«глаз-рука», развития мелкой мускулатуры руки и пальцев за счет
выполнения точных манипулятивных движений.
Игр.задача: «Мышкой» надо провести Колобка по удобной,
безопасной дорожке так, чтобы он не касался края дорожки и не
попал в лапы лисы, волка, или медведя.
Обогатить знания детей об окружающем мире. Знакомить их с
различными природными явлениями, их взаимосвязью, с
растительным и животным миром. Способствовать выявлению и
развитию познавательной активности, экологическому воспитанию
дошкольников.
Цель: Обогащение знаний детей об окружающей природе,
экологическое воспитание, развитие наблюдательности, памяти
детей.
Игр.задача: Подбери для листочка плод (корешок, цветок)
Дид.задачи: Закреплять знания детей о растениях, их строении.
Учить находить к определенному листку (ветке) соответствующий
плод, цветок или семена. Учить правильно называть растения и его
части.
1
9
1
1
1
1
1
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
НОЯБРЬ
"Волки
и
поросята"
(3 вариант,
4 вариант)
Цель: Развитие комбинаторно-логического мышления, понимание
причинно-следственных связей между явлениями и событиями;
памяти, сенсорное развитие. наблюдательности, внимания, речи.
Игр.задача: Найти поросятам безопасный путь к воде.
Дид.задачи: Учить детей определять цвета, соотносить нужный цвет
на экране с цветом на клавиатуре; методом исключения находить
исчезнувший цвет дома; быстро ориентироваться в изменившейся на
экране ситуации: уметь по памяти комбинировать на экране.
"Меня
Учить детей основам грамоты, делать звуковой анализ слова,
зовут"
соотносить звуки с графическим изображением букв.
1-2 в.
Цель: Обучение звуковому анализу слов
Игр.задача: Прочитай, как зовут мальчика (девочку).
Дид.задачи: Учить находить первую и последующую буквы слова,
делая звуковой анализ слов- картинок и читать составленное имя из
этих букв.
"Клад"
Цель: Развитие памяти, ориентировки в пространстве.
Игр.задача: Найти зарытый на поляне клад с помощью волшебного
кубика.
Дид.задачи: Упражнять детей в запоминании количества шагов и
направлений; учиться воспроизводить по памяти указанный
стрелками маршрут. Оценка уровня развития у детей памяти,
различных видов внимания.
"Клад"
Цель: Развитие памяти, ориентировки в пространстве.
Игр.задача: Найти зарытый на поляне клад с помощью волшебного
кубика.
Дид.задачи: Упражнять детей в запоминании количества шагов и
направлений; учиться воспроизводить по памяти указанный
стрелками маршрут. Оценка уровня развития у детей памяти,
различных видов внимания.
"Волшебные Цель: Формирование комбинаторно-логического
мышления,
ключи"
развитие
внимания,
наблюдательности,
памяти,
речи,
2 вариант эмоциональное и сенсорное развитию ребенка.
Игр.задача: С помощью волшебных ключей освободить сказочных
героев – принцесс и собачек.
Дид.задачи: Научить детей конструировать всевозможные ключи,
комбинируя их признаки (цвет, форма); соотносить ключи с цветом
двери, формой скважины для ключей; закреплять навыки счета;
учить самостоятельно увидеть результат своих действий и
подводить к осознанию своих ошибок.
"Волшебные Цель: Формирование комбинаторно-логического
мышления,
ключи"
развитие
внимания,
наблюдательности,
памяти,
речи,
3 вариант эмоциональное и сенсорное развитию ребенка.
Игр.задача: С помощью волшебных ключей освободить сказочных
героев – принцесс и гномов и собачек.
Дид.задачи: научить детей конструировать всевозможные ключи,
комбинируя их признаки (цвет, форма, размер); соотносить ключи с
цветом двери, формой и размером скважины для ключей; закреплять
навыки счета; учить самостоятельно увидеть результат своих
действий и подводить к осознанию своих ошибок.
"Лес"
Цель: Развитие творческого воображения, фантазии, мышления,
памяти и развития речи, экологическое воспитание.
Игр.задача: Создать на экране свою сказку, используя
предложенные рисунки.
Дид.задачи: Учить детей перекладывать на компьютер известные
сказки, сочинять свои. Учить последовательно и связно
рассказывать о том, что происходит на экране. Обогащать знания
детей о лесных обитателях.
10
2
1
1
1
1
1
1
4 неделя
"Лес"
"Сложи
узор"
(ромбы-край
)
2 неделя
"Сложи
узор"
(большие
круги)
"Домашние
животные"
(прямой
счет и
обратный
счет)
3 неделя
«Море»
4 неделя
ДЕКАБРЬ
1 неделя
"Сложи
узор"
(маленькие
круги )
"Зимние
чудеса"
Цель: Развитие творческого воображения, фантазии, мышления,
памяти и развития речи, экологическое воспитание.
Игр.задача: Создать на экране свою сказку, используя
предложенные рисунки.
Дид.задачи: Учить детей перекладывать на компьютер известные
сказки, сочинять свои. Учить последовательно и связно
рассказывать о том, что происходит на экране. Обогащать знания
детей о лесных обитателях.
Цель: Способствовать сенсорному развитию детей: знакомить детей
с образованием форм; ромба из треугольников, цветом;
ориентированию на плоскости.
Игр.задача: Предложить побывать в роли художники и составить
узор рамку – украсить край квадрата; Составить узор из ромбов.
Дид.задачи: : Учить ориентироваться на плоскости экрана,
закрашивать стороны квадрата, получить ромбы, круги, большие
круги, и даже капельки (из полукруга и треугольника.
Цель: Способствовать сенсорному развитию детей: знакомить детей
с образованием форм; круга из полукругов, капельки, цветом;
ориентированию на плоскости.
Игр.задача: Предложить побывать в роли художники и составить
узор рамку – украсить край квадрата. Составить узор из кружочков
(из 2-х частей), капельки.
Дид.задачи: : Учить ориентироваться на плоскости экрана,
закрашивать стороны квадрата, получить ромбы, круги, большие
круги, и даже капельки (из полукруга и треугольника.
Цель: Способствовать сенсорному развитию детей: знакомить детей
с образованием форм, большого круга из четвертинок, цветом;
ориентированию на плоскости.
Игр.задача: Предложить составить СВЕТОФОР
из больших
кругов.
Дид.задачи: Учить ориентироваться на плоскости экрана,
закрашивать стороны квадрата, получить большие круги из 4-х
частей.
Цель: Формирование начальных математических представлений:
прямой и обратный порядковый счет, счет с заданным шагом.
Игр.задача: Дорисовать животное, чтобы увидеть, как оно оживет.
Дид.задачи: Развивать математические способности и навыки
ориентировки на плоскости.
Упражнять в прямом и обратном порядковом счете в пределах 20, а
также с шагом 2, 3. Закреплять знания о графическом изображении
цифр в пределах 20. Развивать логическое мышление обогащать
знания о домашних животных.
Цель: Развитие творческого воображения, фантазии, мышления,
памяти и развития речи, экологическое воспитание.
Игр.задача: Создать на экране сюжет на морскую тему, используя
предложенные рисунки.
Дид.задачи: Учить детей сочинять истории, связно и
последовательно рассказывать о том, что происходит на экране.
Обогащать знания о море, кораблях, морских обитателях и т.д.
Цель: Развитие памяти, внимания, сообразительности.
Игр.задача: Украсить елку, отгадав, к кому пришел Дед Мороз.
Дид.задачи: Учить представлять целое из частей, запоминать и
отгадывать персонажи по характерным признакам. Учить детей
рациональному способу действия, ограничивая поисковые движения
«варежкой» вне предполагаемого рисунка.
11
1
1
1
1
2
2
2
2 неделя
"Принцессасороконож
ка" с\м 1 в.
"Принцессасороконож
ка" с/м 2 в.
3 неделя
"Строители"
1 в.
"Строители"
2 в.
4 неделя
ЯНВАРЬ
"Принцессасороконож
ка" с/м 3 в.
"Архитекто
р"
1 вариант
Цель: развитие у детей логического мышления, внимания,
сосредоточенности, памяти, наблюдательности, речи, понимание
причинно-следственных связей между явлениями и событиями,
Игр.задача: Обуть сороконожку, повторив уже заданную
последовательность «обутых» ножек.
Дид.задачи: Развивать умение дифференцировать, сравнивать,
группировать предметы по цвету.
Закрепление прямого счета в пределах двух десятков, направления
счета (справа, слева);
Цель: развитие у детей логического мышления, внимания,
сосредоточенности, памяти, наблюдательности, речи, понимание
причинно-следственных связей между явлениями и событиями,
Игр.задача: Обуть сороконожку, повторив уже заданную
последовательность «обутых» ножек.
Дид.задачи: Развивать умение дифференцировать, сравнивать,
группировать предметы по признакам форме.
Закреплять умение отвечать на вопрос «Сколько? Который? Чего
меньше? Чего больше?»
Цель: развитие у детей логического мышления, внимания,
сосредоточенности, памяти, наблюдательности, речи, понимание
причинно-следственных связей между явлениями и событиями,
Игр.задача: Обуть сороконожку, повторив уже заданную
последовательность «обутых» ножек.
Дид.задачи: Развивать умение дифференцировать, сравнивать,
группировать предметы по признакам (форме, цвету).
Закреплять умение отвечать на вопрос «Сколько? Который? Чего
меньше? Чего больше?»
Цель: Развитие фундаментальных способностей к выявлению новых
доступных детям связей и зависимостей физического мира.
Формирование элементарных математических представлений.
Игр.задача: Построить город из различных конфигураций домов.
Дид.задачи: Знакомить с различными скоростями движения.
Сформировать у дошкольников понимание простых физических
зависимостей: высоты и ширины от движения вверх белки, в
сторону крота. Воспитывать у детей умение решать творческие
задачи. Развитие мышления, памяти и внимания
Цель: Развитие фундаментальных способностей к выявлению новых
доступных детям связей и зависимостей физического мира.
Формирование элементарных математических представлений.
Игр.задача: Построить дома города по заданной крыше.
Дид.задачи: Знакомить с различными скоростями движения.
Сформировать у дошкольников понимание простых физических
зависимостей: высоты и ширины от движения вверх белки, в
сторону крота. Развитие бразного и логического мышления, памяти
и внимания.
Цель: Формирование начальных математических представлений:
состав числа, простейшие арифметические действия: сложение и
вычитание.
Игр.задача: Получить домики различных конфигураций.
Дид.задачи: Учить детей составу чисел до 5. Развивать умение
сравнивать
схематическое
изображение
домика
с
его
художественным изображением. Развитие образного и логического
мышления, воображения.
12
1
1
1
1
1
1
1 неделя
"Архитекто
р"
2 вариант
«Что-то
случилось»
1 вариант
ФЕВРАЛЬ
..
2 неделя
«Что-то
случилось»
2 вариант
"Помоги
птенчику"
1 вариант
3 неделя
"Помоги
птенчику"
2 вариант
"Новоселы"
Цель: Формирование начальных математических представлений:
состав числа, простейшие арифметические действия: сложение и
вычитание. Развитие образного и логического мышления,
элементарных математических представлений, воображения.
Игр.задача: Получить домики различных конфигураций.
Дид.задачи: Учить детей составу чисел до 5. Развивать умение
сравнивать
схематическое
изображение
домика
с
его
художественным изображением.
Цель: Формирование у детей способностей мысленно оперировать
движущимися объектами в различных ситуациях, прогнозировать
развитие ситуаций с соблюдением определенных условий.
Способствует развитию фундаментальных способностей детей к
выделению и установлению новых связей и зависимостей в
окружающем их динамическом мире.
Игр.задача: Быстро доехать до Старта и оказать помощь.
Дид.задачи: Знакомство с понятиями «путь, скорость и время»,
зависимостью между этими величинами. Выбрать такое
соотношение скоростей обеих машин, чтобы они при движении
одновременно достигли линии «стоп». Продолжать знакомить со
скоростями, длиной пути, соотносить зависимость этих понятий.
Цель: Формирование у детей способностей мысленно оперировать
движущимися объектами в различных ситуациях, прогнозировать
развитие ситуаций с соблюдением определенных условий.
Способствует развитию фундаментальных способностей детей к
выделению и установлению новых связей и зависимостей в
окружающем их динамическом мире.
Игр.задача: Быстро доехать до Старта и оказать помощь.
Дид.задачи: Знакомство с понятиями «путь, скорость и время»,
зависимостью между этими величинами. Выбрать такое
соотношение скоростей обеих машин, чтобы они при движении
одновременно достигли линии «стоп». Продолжать знакомить со
скоростями, длиной пути, соотносить зависимость этих понятий.
Цель: Формирование начальных математических представлений на
основе
взаимосвязанного формирования пространственных
представлений и представлений о составе числа, простейших
арифметических действия: сложение и вычитание.
Игр.задача: Помоги выпавшему птенцу попасть в гнездо
Дид.задачи: Учить решать задачи на сложение, на определение
состава числа.
Цель: Формирование начальных математических представлений на
основе
взаимосвязанного формирования пространственных
представлений и представлений о составе числа, простейших
арифметических действия: сложение и вычитание.
Игр.задача: Помоги выпавшему птенцу попасть в гнездо
Дид.задачи: Учить решать задачи на сложение, на определение
состава числа.
Цель: Развитие логического мышления, ориентировки в
пространстве, внимания, умения пользоваться планом-схемой.
Игр.задача: Расставить мебель, подготовить комнату для приема
гостей.
Дид.задачи: Учить ориентироваться на плане, изменять его в
зависимости от задуманного; учить представлять по плану реальное
размещение мебели в комнате. Закрепить название мебели.
13
1
1
1
1
1
1
2 неделя
МАРТ
1 неделя
4 неделя
"Новоселы"
Цель: Развитие логического мышления, ориентировки в
пространстве, внимания, умения пользоваться планом-схемой.
Игр.задача: Расставить мебель, подготовить комнату для приема
гостей.
Дид.задачи: Учить ориентироваться на плане, изменять его в
зависимости от задуманного; учить представлять по плану реальное
размещение мебели в комнате. Закрепить название мебели.
"Дельфин"
Цель: Развитие способности к выявлению новых доступных детям
3 - 4 вариант связей и зависимостей физического мира. Знакомство с понятием
скорость.
Формирование
элементарных
математических
представлений. Развитие памяти, внимания, мышления.
Игр.задача: Помочь дельфину успешно прыгнуть в кольцо, которое
находится на разной высоте.
Дид.задачи: Знакомить детей с различными скоростями движения.
Учить применять их, соотнося с этажами вышки.
"Дельфин"
Цель: Развитие способности к выявлению новых доступных детям
5-6 вариант связей и зависимостей физического мира. Знакомство с понятием
скорость.
Формирование
элементарных
математических
представлений. Развитие памяти, внимания, мышления.
Игр.задача: Помочь дельфину успешно прыгнуть в кольцо, которое
находится на разной высоте.
Дид.задачи: Знакомить детей с различными скоростями движения.
Учить применять их, соотнося с этажами вышки.
"Карта"
Цель: Выявление и развитие познавательной активности,
1-2 вариант экологического воспитания дошкольников, обогащение знаний
детей об окружающем мире.
Игр.задача: Помочь герою в его путешествии по местности.
Дид.задачи: Познакомить с основными объектами природы и его
условными обозначениями, с общей схемой путешествия, с
элементарными картографическими знаками. Знакомить их с
различными природными явлениями, их взаимосвязью, с
растительным и животным миром.Учить соотносить реальное
изображение с с символом, знаком. Закреплять умение читать.
"Карта"
Цель: Выявление и развитие познавательной активности,
3-4 вариант экологического воспитания дошкольников, обогащение знаний
детей об окружающем мире.
Игр.задача: Помочь герою в его путешествии по местности.
Дид.задачи: Познакомить с основными объектами природы и его
условными обозначениями, с общей схемой путешествия, с
элементарными картографическими знаками. Знакомить их с
различными природными явлениями, их взаимосвязью, с
растительным и животным миром. Учить соотносить реальное
изображение с с символом, знаком. Закреплять умение читать.
"Войди
в Цель: Формирование начальных математических представлений:
замок"
прямой порядковый счет, счет с заданным шагом, состав числа,
геометрические фигуры: величина и форма, простейшие
арифметические действия: сложение и вычитание. Развитие
памяти, внимания, мышления.
Игр.задача: Помоги принцу увидеть принцессу, для этого решить
математические препятствия.
Дид.задачи: Закреплять порядковый счет, находить пропущенные
цифры; решать задачи на сложение и вычитание (состав числа);
запоминать форму, соотносить с геометрической фигурой и
находить ее.
14
1
1
1
1
1
1
2 неделя
АПРЕЛЬ
1 неделя
4 неделя
3 неделя
"Войди
замок"
в Цель: Формирование начальных математических представлений:
прямой порядковый счет, счет с заданным шагом, состав числа,
геометрические фигуры: величина и форма, простейшие
арифметические действия: сложение и вычитание. Развитие
памяти, внимания, мышления.
Игр.задача: Помоги принцу увидеть принцессу, для этого решить
математические препятствия.
Дид.задачи: Закреплять порядковый счет, находить пропущенные
цифры; решать задачи на сложение и вычитание (состав числа);
запоминать форму, соотносить с геометрической фигурой и
находить ее.
"Подскажи
Цель: Закреплять умение составлять слова и учить читать.
словечко"
Игр.задача: составить словечко, чтобы карандаш нарисовал его.
1 в.– гл. Дид.задачи: Знакомство с печатными гласными, согласными
буквы
буквами, формирование начальных навыков чтения.
1
"Подскажи
словечко"
2 в.
–
согл.буквы
Цель: Закреплять умение составлять слова и учить читать.
Игр.задача: составить словечко, чтобы карандаш нарисовал его.
Дид.задачи: Знакомство с печатными гласными, согласными
буквами, формирование начальных навыков чтения.
1
"В гости к Цель: Формирование элементарных математических представлений,
обезьяне"
прямой порядковый счет, состав числа, простейшие арифметические
действия: сложение и вычитание.
Игр.задача: Помочь герою попасть в гости к обезьянке и помочь
обезьянке напоить чаем гостей.
Дид.задачи: Учить находить предметы по контуру- схеме, учить
арифметическому действию вычитание, познакомить в упрощенном
виде с
системой координат, закреплять умение соотносить
количество с цифровым обозначением.
"В гости к Цель: Формирование элементарных математических представлений,
обезьяне"
прямой порядковый счет, состав числа, простейшие арифметические
действия: сложение и вычитание.
Игр.задача: Помочь герою попасть в гости к обезьянке и помочь
обезьянке напоить чаем гостей.
Дид.задачи: Учить находить предметы по контуру- схеме, учить
арифметическому действию вычитание, познакомить в упрощенном
виде с
системой координат, закреплять умение соотносить
количество с цифровым обозначением.
"Космос"
Цель: Обогащение знаний детей об окружающем мире;
формирование у детей умения группировать различные предметы,
выделять свойства, общие для них.развитие мышления, внимания.
Игр.задача: Загрузить корабль, отправляющийся на определенную
планету необходимыми предметами, вещами.
Дид.задачи: Обогащение знаний об окружающем: элементарные
знания о космосе, космонавтах, полетах. Закреплять умения
классифицировать предметы по назначению, размеру.
"Спасатели
Цель: Знакомство с понятием скорость, время. Развитие у детей
в космосе"
способности осознанного управления движущимися объектами,
причем в достаточно сложной форме движения- вращательной.
выявлению связей и зависимостей окружающего их мира;
гармоничному развитию основных форм детского мышления и их
тесной взаимосвязи, развитию памяти, мышлению, внимания.
Игр.задача: Спасти инопланетян.
1
15
1
1
1
2
3 неделя
4 неделя
"Волшебны
й гараж"
"Веселое
путешествие"
1 вариант
2 вариант
Цель: Формирование у детей динамических пространственных
представлений, представлений об объемности предмета.
Игр.задача: поставить все машинки в гараж.
Дид.задачи: Формировать умение мысленно представлять грани
гаража после его поворота вокруг своей оси и выбирать нужный
цвет, ориентируясь на другой, заданный предмет (стрелку).
Развивать воображение, речь, мышление.
. Цель: Знакомство детей с понятием скорость, вес. Формирование у
детей способностей оперировать этими свойствами объектов.
Игр.задача: Управлять соотношением скоростей двух машин,
перевозя пассажиров к ангару.
Дид.задачи:.
Сформировать
у дошкольников
понимание
зависимости отклонения стрелки от соотношения скоростей двух
такси, перевозящих пассажиров. Воспитывать у детей обобщенное
умение решать творческие задачи, успешно действовать в
различных проблемных ситуациях.
30 игр
16
2
2
54 а
н
3.Организационный раздел
Методическое обеспечение
Программно-методический
комплекс
«КИД/Малыш»
ассоциации
«Компьютер и детство» (авторы Ю.М.Горвиц, Л.Д. Чайнова, Н.Н.Поддъянов,
Е.В.Зворыгина и др.1)
Материально-техническое обеспечение:
Интерактивный класс (кабинет)
Детские столы 6 шт.
Детские стулья – 6 шт.
Персональные компьютеры для детей– 6 штук
Мониторы – 6 шт.
Электронные мышки для ПК – 6 шт.
Клавиатура к ПК – 6 шт.
Колонки для воспроизведения звука – 2 шт.
Комплект игровых программ, разработанный Ассоциацией «Компьютер и
Детство» - 45 игровых программ.
Шкаф для хранения документации, методического и дидактического материала.
4.Используемая литература:
«Новые информационные технологии в дошкольном образовании» под редакцией
Ю.М.Горвица (Ассоциация «Компьютер и Детство»)
17