СОДЕРЖАНИЕ
1.1.
1.2
2.
3.1.
3.2.
1
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения Программы
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Учебно – тематический план
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение Программы
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1
2
5
7
11
11
12
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы: естественнонаучная.
Уровень освоения – стартовый
Актуальность
Углубленная работа с детьми по программе «Линейная графика»
связана с подготовкой руки детей старшего дошкольного возраста к письму.
Программа направлена на формирование условий для самореализации и
успешной социализации детей, она обеспечивает удовлетворение
образовательных потребностей личности ребенка, формирование обще
интеллектуальных умений, развитие познавательных способностей,
расширение кругозора, развитие мелкой моторики рук, всестороннее
развитие личности ребенка, создание условий для максимального раскрытия
индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Программа способствуют развитию мелкой моторики рук и высших
корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное
восприятие, воображение, наблюдательность).
Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и
систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного
возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию
интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное,
сохранению психического и физического развития ребенка.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не
обучение ему.
Таким образом, формирование и совершенствование тонкой моторики
кисти и пальцев рук играет огромную роль. Поэтому в образовательном
процессе дошкольных учреждений возникла необходимость уделять большое
внимание умению детей управлять движением рук и быть готовыми для
овладения навыками письма в школе.
Цель: содействие формированию навыков письма в процессе работы над
художественными образами средствами изобразительного искусства.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Формирование пространственного восприятия, пространственных
представлений.
2. Тренировать тонко координированные движения руки, мелкую
мускулатуру пальцев.
3. Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных
видов.
2
Развивающие:
1. Развивать мелкую моторику и зрительно–двигательную координацию.
2. Продолжать работать над развитием слухо-зрительно-моторных
функций.
3. Способствовать развитию психических процессов - внимания, памяти,
мышления, воображения.
Воспитательные:
1. Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение
поставленных задач.
2. Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради
перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть),
формировать умение работать в общем темпе.
3. Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Программа разработана на основе программы Н.В.Квач «Развитие
образного мышления и графических навыков у детей 5 -7 лет», материал
«Графические
диктанты»
https://razvitievospitanie.ru/intellect/graficheskij_diktant.html
Отличительная особенность программы «Линейная графика» заключается
в том, что дополнительная образовательная программа разработана с учетом
интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу
кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму.
Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы
наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение
программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной
школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий,
заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие
требования. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического
воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и
заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная
творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы Программа «Линейная графика» рассчитана
для детей подготовительных к школе групп (дети 6-7 лет).
Особенности детей данной возрастной группы:
Функциональное несовершенство руки ребенка. Не закончено
окостенение запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы
руки, координация движений пальцев. Наблюдается неполное
амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Несформированность навыка работы с пишущим предметов, когда
маленький ребенок свое внимание сосредотачивает не на правильном
захвате орудия труда (карандаша, кисточки, ручки и др.) а на точке
3
соприкосновения пишущего предмета и бумаги, что затрудняет
свободное движение пишущей руки.
Неправильная поза при рисовании и письме – это приводит к быстрому
утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный
анализатор.
Низкая
способность к произвольной регуляции движений,
несовершенство зрительно-моторной координации, чем объясняется
недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения
их по сигналу.
Условия набора детей в коллектив
При наборе детей в группы не учитывается степень предварительной
подготовки, уровень формирования интересов и мотивации к письму и
рисованию. Так же набор осуществляется без учета половой принадлежности
и наличия способностей дошкольников.
Дополнительные условия: только для воспитанников МБДОУ «ЦРР –
Детский сад № 14»
Сроки реализации. Программа рассчитана на один год. Занятие проводится
2 раза в неделю, 8 раз в месяц,52 занятия в год. Организовывается во время
свободной деятельности детей, после обеденного сна. Занятия группой
длительностью 25 - 30 минут. Длительность продуктивной деятельности с
детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей.
Прогнозируемый результат:
- укрепить мышечный тонус кисти рук;
- развить чёткие движения и координацию рук ребёнка;
- снизить утомляемость и повысить работоспособность.
Формы и режим занятий.
Рисование – линейная графика.
Реализация программы предполагает комплекс занятий, на которых главным
средством выражения является линия, наносимая на бумагу (прямые
вертикальные, параллельные, прямые горизонтальные, параллельные,
сочетание горизонтальных и вертикальных, наклонные, пересекающиеся,
ломаные, кривые дугообразные, волнообразные, петлеобразные и
спиралевидные). Поэтапно в программе предусмотрено освоение
выразительных возможностей графических средств: точки, штриха и линии и
их трансформации в композициях.
Освоение способов линейного рисования, как и темы занятий, находятся в
определенной последовательности: от простых к сложным движениям и
переключению с одного движения на другое.
4
Темы и сюжеты программы образуют единое информационное поле,
позволяющее
детям
без
напряжения
на
уровне
подсознания
систематизировать знания об окружающем мире.
Рисование по клеточкам по слуховому восприятию.
Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному.
Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности
слухового и зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в крупную
клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и
элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам
требует мелких и точных движений, а также развивает умения
ориентироваться в пространстве.
На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой
затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке,
совершенствует умения измерять условной меркой-клеткой.
В последующем задания усложнятся, постепенно к сложным слуховым
диктантам переходим после того, как у детей уже сформировались
достаточно чёткие пространственные ориентиры и они свободно
воспринимают
слуховые
задания.
Перед
выполнением
задания
психологический настрой, а после выполнения - упражнения для кистей рук.
Задания выполняются простым карандашом, после самостоятельно дети
раскрашивают цветным карандашами.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
1.Результаты обучения.
Предполагается сформированность пространственного восприятия,
пространственных представлений.
Натренированность тонкокоординированных движения руки, мелкой
мускулатуры пальцев.
Совершенствование графических умений и навыков в заданиях разных
видов.
2. Результат воспитывающей деятельности
Предполагается
сформированная
мотивация к
обучению,
ориентированная на выполнение поставленных задач.
Дети научатся
соблюдать во время работы правила письма
(положение поверхности для работы перед собой, правильно держать
карандаш, правильно сидеть), сформируется умение работать в общем
темпе.
5
Сформируется навык самоконтроля и самооценки выполненной
работы.
3. Результаты развивающей деятельности (личностные результаты)
К концу года предполагается развитие и совершенствование у детей:
мелкой моторики рук (зрительно-моторной координации: развитие
техники рисунка, овладение штриховкой);
пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в
пространстве – на примере собственного тела, ориентация во времени);
активной речи, словарного запаса;
мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и
выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и
правилу).
Условия реализации Программы
1.Систематическое проведение занятий
2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
4.Сотрудничество педагога с семьей.
Этапы контроля
•Входной контроль - проводится при наборе или на начальном этапе
формирования коллектива – изучение отношения ребенка к выбранной
деятельности, его способности и достижения в этой области, личностные
качества ребенка.
•Текущий контроль - проводится в течение года, возможен на каждом
занятии
•Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения темы, в
конце полугодия, года - изучение динамики освоения предметного
содержания ребенком, личностного развития, взаимоотношений в коллективе
•Итоговый контроль - проводится в конце обучения по программе –
проверка освоения программы, учет изменений качеств личности каждого
ребенка.
Подведение итогов по результатам освоения материал данной программы
происходит во время контрольного занятия по теме «Весенняя пахота», где
включено использование всех навыков работы с карандашом и бумагой,
полученных во время занятий.
6
2. Содержательный раздел
Учебно-тематический план
3 Октябрь 2 неделя Октябрь 1 неделя
Тема
Ноябрь 1 неделя
Волшебные
клеточки
Октябрь
4 неделя
Октябрь
неделя
В мире сказок
Мо
дуль
КолЗадачи
во
часов
Формировать пространственную ориентацию
Волшебники
1
на
листке бумаги (справа, слева, в центре, в верху,
внизу) Учить проводить линии сверху вниз
регулируя нажим на карандаш.
Сказка о том, 1
Показать приемы складывания листа пополам,
как
дружили
деление его на части, изготовление книжки солнце, ветер и
раскладушки
море
Разноцветные
1
Обучить ориентации на листе «вертикаль –
дожди
горизонталь», тренироваться в
проведении
вертикальных линий сверху вниз, меняя нажим
на карандаш
Сказочный
1
Закреплять навык рисования прямых линий,
лабиринт
переключения при рисовании горизонтальных и
вертикальных линий.
Чудесный ковер 1
Учить выделять образный центр композиции,
для
морского
совпадающий с геометрическим центром листа
царя
Замечательный 1
Учить рисовать дугообразные линии и их
веер
сочетание
Паучок
– 1
Учить работать над центричной спиралевидной
домовичок
композицией с дугообразными линиями
Золотая рыбка
1
Упражнять в создании композиции из
разнообразных линий
Вертикальные и 1
Формировать пространственную ориентацию
горизонтальные
на листе бумаги, умение правильно держать
линии
карандаш, проводить вертикальные линии
сверху вниз, не отрывая карандаш от листа
бумаги.
Квадраты
1
Учить обводить клеточку, рисовать квадраты
разных
разного размера, сохраняя геометрические
размеров
особенности фигур
7
4 Ноябрь Ноябрь 2 нед.
3 нед.
Ноябрь
неделя
Круги
и 1
треугольники
по клеточкам
Учить рисовать по клеточкам, ориентироваться
при счете клеточек
Лабиринт,
дорожки
Учить
рисовать
дорожки,
последовательность изображения
3
Геометрические 1
фигуры,
штриховка
1
Познакомить детей с правилами штриховки:
проводить
линии
только
в
заданном
направление, не выходя за контуры фигуры
(квадрата,
прямоугольника).
Соблюдать
параллельность линий.
Учить рисовать узор из волнистых, округлых,
ломаных и спиралевидных линий.
Учить рисовать завиток, передавать характер
линии, создавать художественный образ
Снежинки
1
Закреплять умение рисовать по осям координат
сходящихся и расходящихся линий, создание
художественного образа
3 Декабрь
неделя
Укрась
рукавичку
сохраняя
Новогодние
игрушки
1
Упражнять
в
умении
«оживлять»
геометрические формы, рисование круглых
форм (уменьшение и увеличение размера)
Дед Мороз
1
Учить создавать образ из геометрической
фигуры (треугольника)
2 Декабрь
неделя
2 Декабрь 1 нед.
Учить
обводить
клеточки,
рисовать
прямоугольники разного размера, сохраняя
геометрические особенности фигур
Узор
на 1
морозном окне
Новогодняя
ёлка
1
Закреплять навыки рисования по осям
Январь
неделя
Зима. Новый год
Мир человека
Такие
разные 1
прямоугольники
Мебель
дома
Дом и ключ
для 1
1
Рисование по инструкции, самостоятельное
рисование предметов мебели по клеточкам
Рисование по инструкции,
дорисовка по желанию
8
украшение
и
Январь 3 нед.
Январь 4 неделя
Февраль 1 нед.
Дом и робот
Ключ
сердечко
Деревья в саду
1
Рисование по инструкции, самостоятельное
рисование транспорта по клеточкам
1
Рисование
желанию
по
инструкции,
украшение
по
и 1
Рисование
желанию
по
инструкции,
украшение
по
и
1
Рисование
композиции
по
инструкции,
создание
Всем на свете 1
нужен дом
Упражнять в складывании листа бумаги на 16
частей, создание композиции из разнообразных
линий
Мельница
чудесница
– 1
Развивать координацию движений в процессе
рисования целенаправленных линий от точки к
точке
Масленица
1
Мальчики
нашей группы
1
Закреплять
навыки
создания
формы
изображения на основе сходящихся и
расходящихся линий, ориентируясь по осям
координат.
Упражнять в рисовании мужской фигуры по
схеме,
учить
передавать
характерные
особенности конкретного человека
Три танкиста, 1
три
веселых
друга
В
мире
живо
Март
тных Феврал Февраль 3 нед.
1
ь 4 нед.
недел
я
Февраль 2 нед.
Машина
легковая
грузовик
Девочки нашей 1
группы
Упражнять в рисовании линий в зависимости
от
образных задач, формировать навык
последовательной
работы
над
сложной
композицией
Упражнять в рисовании мужской фигуры по
схеме,
учить
передавать
характерные
особенности конкретного человека
Витраж
2
Учить рисовать витраж на листе бумаги,
выполнять задание до конца, не забывая
инструкцию
Слон и жираф
1
Рисование
по
инструкции,
деталями по своему замыслу
9
дополнение
Рисование
по
инструкции,
деталями по своему замыслу
дополнение
Птицы
1
Рисование
по
инструкции,
деталями по своему замыслу
дополнение
Бабочка
цветком
над 1
по
инструкции,
создание
Рисование
по
инструкции,
деталями по своему замыслу
дополнение
со 1
Рисование
по
инструкции,
деталями по своему замыслу
дополнение
Кот и конь
1
Рисование
по
инструкции,
деталями по своему замыслу
дополнение
1
Рисование
по
инструкции,
деталями по своему замыслу
дополнение
Краб и рыбка
1
Рисование
по
инструкции,
деталями по своему замыслу
дополнение
4 Март
неделя
1
1 Март
неделя
Волк и медведь
Рисование
композиции
Белка и олень
Апрель 2 Апрель
нед.
нед.
3 Март 2 неделя
1
Собака
щенком
Солнце
цветок
и 1
Рисование
композиции
по
инструкции,
создание
Дракон
1
Рисование
композиции
по
инструкции,
создание
Ковбой и зонт
1
Солнечный
календарь
1
Космические
трассы
1
Рисование
по
инструкции,
создание
композиции
Закреплять умение создавать средствами
линейной графики предметно – конкретных и
ассоциативно – символических образов,
отражающих характерные явления времен года
и их смену
Закреплять умение создавать художественный
образ космического пространства средствами
линейной графики
Веселое море
1
Весенняя
пахота
1
Апрель 4 Апрель 3 нед.
нед.
Вот что мы умеем
Заяц и змея
Закреплять умение передавать образ веселого
разноцветного моря через волнистые линии
Итоговое занятие. Закреплять умение создавать
композицию, используя различные линии.
10
3
Организационный раздел
Методическое обеспечение
- книга Н.В.Квач «Развитие образного мышления и графических навыков у
детей 5-7 лет
- Педагогические технологии содействия развитию детей дошкольного
возраста «12 месяцев».
Материально-техническое обеспечение программы
Занятия проводятся в кабинете для творческих занятий, соответствующем
требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным
нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться.
Для занятий необходимо следующее оборудование:
классная доска
мультимедийное оборудование
рабочие места для детей
листы бумаги разных форматов
простые и цветные карандаши на каждого ребенка
клей, ножницы
образцы создаваемых композиций
11
4 Список литературы
1. Книга Н.В.Квач «Развитие образного мышления и графических навыков у
детей 5-7 лет
2. Педагогические технологии содействия развитию детей дошкольного
возраста «12 месяцев»
3.
Материал
«Графические
диктанты»
https://razvitievospitanie.ru/intellect/graficheskij_diktant.html
12